УКРАИНА, 20 сен. Налог на недвижимость присутствует в подавляющем большинстве цивилизованных стран, будучи одним из факторов повышение эффективности системы налогообложения.
Также внедрение налога на недвижимость является важным шагом на пути развития системы местного самоуправления, поскольку местные власти направляют получаемые средства на преобразования в наиболее важных сферах на конкретной территории.
Стоит отметить, что ни один налог не обсуждался так долго и в таких масштабах, как налог на недвижимость. Этот налог упоминался еще в Законе Украины «О системе налогообложения» в редакции Закона Украины №3904-12 от 02.02.1994 года, но не был реализован до момента принятия Налогового кодекса Украины (далее - НКУ). В НКУ налогу на недвижимость посвящена статья 265 «Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка» , однако его вступления в силу согласно Заключительным положениям предполагалось законодателем с января 2012 года. В дальнейшем введение налога было отложено до 1 июля 2012 года, а затем - до 1 января 2013 года. Несмотря на то, что украинский вариант налога на недвижимость подвергся жесткой критике и вызвал массу недовольства, 1 января 2013 года ознаменовалось внедрением долгожданного налога на недвижимость в первоначально предложенном авторами Кодекса варианте со всеми противоречиями.
С 15 апреля Миндоходов разослало более 244 000 уведомлений-решений об уплате налога на недвижимость. В бюджет было уплачено 8,5 млн. грн. налога. А 4 июля 2013 года Верховной Радой Украины был принят во втором чтении Закон № 403-VII «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно объектов недвижимости» (далее – Закон №403), который вступил в силу 4 августа 2013 года. Самым значимым изменением, внесенным Законом № 403 в НКУ, является то, что налог на недвижимость для физических лиц не начисляется в 2013 году.
Наиболее существенными изменениями относительно взимания налога на недвижимость являются:
1. освобождения для отдельных категорий населения от налогообложения объектов жилой недвижимости. Так, Законом № 403 установлено, что не облагаются налогом на недвижимое имущество:
- объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие физическим лицам, которые в соответствии с законом имеют статус многодетных, или приемных, или малообеспеченных семей, опекунов детей, но не более одного такого объекта на семью, опекуна, попечителя;
- объекты жилой недвижимости, в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, которые признанны таковыми в соответствии с законом, детям-инвалидам, которые воспитываются одинокими матерями (родителями), но не более одного такого объекта на ребенка.
2. льготы по уплате налога. Были пересмотрены размеры жилой недвижимости, по которой будут применяться льготы. Так, база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости, в том числе их частей, находящихся в собственности физического лица-налогоплательщика, уменьшается:
- для квартиры/квартир независимо от их количества - на 120 м²;
- для жилого дома/домов независимо от их количества - на 250 м².
Старая редакция закона предусматривала, что льгота, на которую уменьшается налоговая база налогообложения объекта/объектов жилой недвижимости (120 м² - для квартиры и 250 м² - для дома), применяется только к одному из объектов налогообложения.
Теперь база налогообложения определяется на основе суммарной площади объектов недвижимости (в том числе и различных ее видов), принадлежащего плательщику, а также долей в этих объектах, и именно к этой суммарной площади и применяется льгота.
Кроме того, ст. 265 Налогового кодекса дополнено нормой, которая предусматривает предоставление льготы владельцам, обладающих различными видами объектов жилой недвижимости (в случае одновременного пребывания в собственности налогоплательщика квартиры/квартир и жилого дома/домов, в том числе их частей), путем уменьшения налогооблагаемой базы на 370 м².
Налогоплательщикам также стоит обратить внимание на подпункт 265.2.1 пункта 265.2 статьи 265 НКУ. Теперь объектом налогообложения является не только объект жилой недвижимости, но и его часть.
Нововведением является также то, что льгота не предоставляется на объекты, используемые собственниками с целью получения доходов (в арендных, лизинговых операциях или в предпринимательской деятельности).
Внесенными изменениями также предусмотрено то, что городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать дополнительные льготы по уплате налога, уплачиваемого на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).
3. ставка налога. Ставки налога устанавливаются по решению сельского, поселкового или городского совета в процентах к размеру минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного (налогового) года, за 1 м² базы налогообложения. Так, ставки налога для физических лиц устанавливаются в следующих размерах:
- не более 1 % - для квартиры/квартир, жилая площадь которых не превышает 240 м², или жилого дома/домов, жилая площадь которых не превышает 500 м²;
- 2,7 % - для квартиры/квартир, жилая площадь которых превышает 240 м², или жилого дома/домов, жилая площадь которых превышает 500 м2;
- 1 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых не превышает 740 м²;
- 2,7 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых превышает 740 м². Ставки налога для юридических лиц устанавливаются в следующих размерах:
- 1 % - для квартир, жилая площадь которых не превышает 240 м², и жилых домов, жилая площадь которых не превышает 500 м²;
- 2,7 % - для квартир, жилая площадь которых превышает 240 м², и жилых домов, жилая площадь которых превышает 500 м².
Также стоит обратить внимание на то, что с целью формирования реестра плательщиков налога на недвижимость, ст. 265 НКУ для физлиц применяется с учетом таких особенностей:
1) до 1 июля 2013 г. физлицам - владельцам жилой недвижимости должны прислать уведомления по месту жительства (прописки) о сверке количества и размеров жилой площади объектов жилой недвижимости, находящихся в их собственности;
2) до 31 декабря 2013 г. налогоплательщикам необходимо провести сверку полученных данных на основании оригиналов документов о праве собственности на объекты жилой недвижимости и на жилую площадь таких объектов;
3) контролирующие органы по месту жительства (прописки) налогоплательщиков в десятидневный срок после окончания сверки предоставляют соответствующим контролирующим органам по местонахождению объектов жилой недвижимости информацию в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную налоговую и таможенную политику.
Безусловно, Законом №403 были решены некоторые вопросы, однако основные проблемные вопросы так и остались без ответов. Законодатель даже не удосужился задуматься о том, что квадратный метр жилой площади не может являться базой налогообложения. Ведь это нарушает один из основных принципов налогового законодательства - принцип социальной справедливости. Согласно подпункта 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 НКУ социальная справедливость - установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков. Интересно, каким образом определяя базу налогообложения, законодатель учел данный принцип? Безусловно, чтобы налог на недвижимость был объективным, необходимо было брать за основу для налогообложения стоимость объекта, а не размеры его площади. Правительства многих стран давно используют рыночную или нормативную стоимость жилья как базу для ее налогообложения.
Одним из самых обсуждаемых вопросов является обложение налога именно жилой недвижимости. Нежилая недвижимость по понятным только разработчикам налога причинам вообще не является объектом налогообложения. Вместе с тем, формулировка названия статьи Кодекса предусматривает регулирование налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, а понятие «недвижимое имущество» по своей сути охватывает как жилую, так и нежилую недвижимость. Существует огромное количество нерешенных вопросов, которые необходимо решать комплексно, с учетом принципа справедливости налогообложения, а также экономической сути налога на недвижимость. Почему-то мы до сих пор игнорируем эффективную практику регулирования налога на недвижимость в других странах. Возможно считаем, что придумаем лучше и эффект будет на лицо, но пока что можно наблюдать полную неготовность к внедрению данного налога в Украине.