Общие рекомендации
Очевидно, что при сдаче квартиры
внаем большему риску подвергается арендодатель, ведь он рискует своим
имуществом. Поэтому главный совет для арендодателя – составить грамотный и максимально
подробный договор. Риэлтеры рекомендуют составлять договор, даже если вы
сдаете квартиру на несколько дней. Юридическую силу он приобретает с того
момента, как его подпишут обе стороны. Каждая из сторон получает свой
экземпляр договора, причем не ксерокопию, а подлинник. Договор найма должен
содержать адрес жилья, оговаривать срок, на которое оно сдается, регулировать
порядок расчетов (сумму арендной ставки, оплату коммунальных услуг,
электроэнергии, телефона и т.д.), а также определять обязанности и
ответственность сторон (рекомендуется предусмотреть штрафные санкции за
нарушение условий договора).
Все эти документы следует
составлять и оформлять под наблюдением специалистов из риелторской фирмы. Это
обходится арендодателю бесплатно и дает ему ряд дополнительных преимуществ.
Например, клиенты «Бекара», могут быть уверены, что если конфликт с
арендатором все же произойдет, агентство обязательно окажет владельцу
квартиры юридическую поддержку и поможет ему защитить свои интересы.
«Универсальный для арендодателя
способ избежать проблем и конфликтов с арендатором – отдать квартиру в
доверительное управление агентству недвижимости – утверждает руководитель
отдела аренды АН «Бекар» Елена Исаенко. - При заключении договора
доверительного управления агентство недвижимости становится не просто
посредником, но представителем интересов владельца квартиры: обеспечивает
четкий контроль за происходящим в квартире, за своевременным внесением
арендной платы и коммунальных платежей, а также за оплатой телефонных счетов».
- Невнесение арендной платы
Известны случаи, когда арендатор,
заплатив за первый-второй месяц, умудряется годами жить в квартире, не
оплачивая ее. В качестве оправданий годится все: неприятности на работе,
проблемы со здоровьем, потеря денег – лишь бы разжалобить хозяина,
вызвать его сочувствие. Выселить арендатора самостоятельно хозяин квартиры
зачастую не может (как по моральным, так и по более весомым причинам).
Проблемы с взиманием арендной платы
часто возникают у арендодателей, пустивших к себе жильца по рекомендации
знакомых. В этих случаях хозяин попадает в ловушку: отношения между ним и
арендатором уже не деловые – их связывают общие знакомые. Впрочем, неопытный
арендодатель может попасть в подобную ситуацию и с совершенно посторонним
человеком: хозяин начинает жалеть деньги, думая, что если он выгонит жильца,
то уж точно не получит причитающуюся сумму. В итоге конфликт тянется годами.
Как предотвратить
Это проблема скорее
психологического характера, нежели юридического. Такие арендаторы - профессиональные
попрошайки и умеют надавить на слабые струны в душе хозяина. Единственный
способ воздействия на должника – грамотно составленный договор, с которым
можно идти в суд. Однако, учитывая, что сумма арендной платы не так уж
велика, а судебный процесс потребует издержек и может затянуться надолго,
гораздо выгоднее предотвратить такую ситуацию. Арендодатель имеет право
потребовать с арендатора в дополнение к арендной плате так называемый
«депозит». Депозит является залогом для хозяина – это деньги, которые
арендатор единовременно вносит при въезде в квартиру (обычно в размере
месячной арендной платы). При выезде из квартиры депозит обычно возвращается,
но если арендатор был неаккуратен в выплатах, депозит может пойти в счет
арендной платы. В любом случае, через две недели после задержки выплаты
следует предупредить жильца о выселении в конце месяца. В случае если
задержки носят постоянный характер, жильца нужно менять как можно скорее.
- Порча или кража имущества
После выезда арендатора хозяин
квартиры может недосчитаться своего имущества. Известны случаи, когда
арендатор выносил из квартиры дорогую бытовую технику и даже мебель. Довольно
распространенное явление – порча вещей и отделки квартиры. Разумеется, нужно
учитывать естественную амортизацию квартиры, мебели и техники – нельзя
требовать, чтобы после года проживания в доме, арендатор делал в нем полный
ремонт. Однако если новенький диван за полгода превратился в прожженную во
многих местах развалюху, стены изрисованы граффити, а стиральная машина перестала
работать, хозяин имеет все причины быть недовольным.
Как предотвратить
В какой-то степени проблему порчи
имущества решает «страховка», которую арендатор платит при въезде. Однако
страховка может и не покрыть размер ущерба. Поэтому хозяину необходимо
следить за квартирой. Делать это лучше всего раз в месяц, совмещая осмотр с
получением арендной платы. Разумеется, арендатора следует предупреждать о
своих визитах. В договоре аренды предусматривается обязанность арендатора
обеспечивать хозяину и эксплуатирующим организациям беспрепятственный доступ
в квартиру для осмотра технического состояния. Если хозяин увидит, что
арендатор неаккуратно обращается с вещами, он имеет право расторгнуть
договор, не дожидаясь, когда размеры ущерба превысят страховой депозит.
Если хозяин сдает меблированную
квартиру с дорогой обстановкой и бытовой техникой, то помимо договора
рекомендуется составить опись имущества. Каждый предмет должен получить
краткую характеристику - год выпуска, модель, степень износа, дефекты и
повреждения. Опись имущества включает два акта сдачи-приемки. Один из них
заполняется при сдаче квартиры внаем, другой - при возврате квартиры.
Несоответствие предметов указанным в описи стандартам – повод для обращения в
суд.
- Неуплата телефонных и прочих счетов
Нередки случаи, когда жилец
съезжает со съемной квартиры, оставляя большое количество неоплаченных счетов
– за газ, электричество, телефон и прочие коммунальные услуги. Естественно,
ответственным за оплату этих счетов перед обслуживающими организациями
является хозяин. Долги по счетам могут превысить не только размер
«страхового депозита», но и доход от аренды квартиры за год, а иногда и
стоимость самой квартиры. Известны случаи, когда на квартиру накладывался
арест из-за огромного долга по коммунальным и телефонным платежам.
Как предотвратить
Разумеется, пункт об оплате
коммунальных услуг и телефонных переговоров – обязателен в договоре аренды. В
условия договора включена обязанность арендатора своевременно оплачивать
счета и право арендодателя в одностороннем прядке досрочно расторгнуть
договор аренды при первом же выявлении факта задолженности. В счет уплаты
долга может пойти все тот же страховой депозит, внесенный арендатором при
въезде. Однако информация о долгах часто обнаруживается уже после
отъезда арендатора, и найти его бывает нелегко. Для того чтобы не оказаться в
такой ситуации специалисты «Бекара» рекомендуют хозяину принимать
превентивные меры. В радикальных случаях, хозяин может отключить в квартире
выход на межгород. Можно договориться с телефонным узлом о том, чтобы
квитанции за междугородние разговоры приходили не на адрес квартиры, а на
фактический адрес хозяина - чтобы он имел возможность контролировать оплату.
Ежемесячно нужно звонить на узел связи, чтобы проверить отсутствие
задолженности. Для хозяина очень важно не пускать процесс оплаты квитанций на
самотек – оплаченные квитанции нужно требовать от арендатора ежемесячно при
внесении арендной платы. Еще лучше – оплачивать квитанции самостоятельно,
включив эту сумму в стоимость арендной платы.
Арендодатель может получить также
дополнительные гарантии – например, гарантию от фирмы, где работает арендатор
(особенно это актуально в тех случаях, когда жилец прописан в другом городе).
В этом случае, если жилец нанесет материальный ущерб имуществу или квартире и
съедет без предупреждения, убытки будет возмещать его организация. Впрочем,
такую гарантию от фирмы получить не всегда возможно – обычно ее дают при
съеме элитных квартир для топ-менеджмента компании.
Арендодатель несет и всяческие
«естественные» риски – например, пожар, по вине арендодателя,
затопление соседей и т.д. Эти случаи – самые опасные, поскольку убытки могут
быть огромны. Часто сторонам не удается обойтись без суда.
Как предотвратить
Естественно, все эти случаи тоже
должны быть описаны в договоре аренды. Например, в случае протечки, арендатор
обязан известить о произошедшем ЧП арендодателя, вызвать при необходимости
аварийную службу или сантехника, а также техника-смотрителя из жилконторы для
составления акта с указанием причиненного ущерба. Представитель обслуживающей
дом организации устанавливает, есть ли вина арендатора в произошедшей
протечке. Если акт устанавливает вину арендатора, по договору он обязан
возместить ущерб, причиненный имуществу хозяина, а также третьих лиц
(соседей). Однако непосредственно требования о возмещении ущерба третьи
лица будут предъявлять хозяину квартиры, который отвечает перед ними за
действия арендодателя. К сожалению, суд не всегда приводит к нужным
результатом – у арендатора может просто не быть денег, нужных для компенсации
ущерба. Кроме того, вину арендатора часто бывает трудно доказать. Поэтому во избежание
больших убытков и судебных издержек, арендодателям рекомендуется страховать
квартиру, которая сдается в аренду.
Конечно, по сравнению с денежными
потерями проблемы личных отношений с арендодателем кажутся несущественными.
Однако и они могут доставить арендодателю много неприятных минут. Например,
арендатор может шуметь в квартире, доставлять неудобства соседям, иметь
конфликты с милицией – все это, конечно, придется расхлебывать арендодателю.
Арендатор может быть недоволен визитами хозяина квартиры и препятствовать
ежемесячному осмотру комнат. Впрочем, возможна и обратная ситуация. Часто
между жильцами и хозяевами завязываются почти дружеские отношения, и это
является опасной ловушкой. Порой хозяева так доверяют своим квартирантам, что
не считают нужным продлять заключенный когда-то договор. При таких отношениях
хозяину квартиры становится трудно требовать с жильцов законных компенсаций,
повышать арендную плату.
Как предотвратить
Прежде всего, необходимо прописать
все возможные конфликты и пути их решения в договоре. Зная типологию этих
конфликтов, специалисты агентств недвижимости легко могут их предусмотреть.
Это позволяет заранее проговорить все условия и урегулировать проблемы еще до
их возникновения. Со своей стороны, арендатор должен тоже придерживаться
условий договора и норм человеческого общения – например, осматривать
квартиру не чаще раза в месяц, не приходить без предупреждения, не
пользоваться своими ключами без крайней необходимости и т.д. Что же касается
излишне дружеских отношений с жильцами – в «Бекаре» хозяевам всегда советуют
держать дистанцию и помнить, что сдача квартиры – это бизнес, а не способ
расширить свой круг общения.
|